Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички».
Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок. Волнение родителей нарастает с каждым днём. В прошедшем году всё внимание было уделено совершенствованию познавательных навыков ребёнка: он научился читать, считать, решать логические задачки, возможно, даже писать. Однако этого недостаточно. Как показывает практика, даже высокий результат на тестировании перед поступлением в школу не гарантирует лёгкой адаптации детей. Почему некоторые быстро приспосабливаются к новым условиям, а другие не привыкают к ним и за весь год? Как могут родители помочь ребёнку легче влиться в коллектив и учебный процесс? Стоит разобраться подробнее.
Что такое адаптация
Для каждого первоклассника поступление в учебное заведение — стресс. Меняется всё: отношения со сверстниками и взрослыми, ведущий вид деятельности, режим дня. Появляется много новых обязанностей. Малышу приходится налаживать отношения с одноклассниками и учителем, искать своё место в коллективе. Это очень ответственный и непростой период жизни маленького человека.
Адаптация к школе — перестройка всех сфер жизнедеятельности ребёнка (познавательной, игровой, мотивационной, эмоциональной, волевой), приспособление к организованному систематическому учебному процессу. От того, как пройдёт привыкание, зависит многое: самооценка и самоуважение малыша, его душевный комфорт, отношение к учёбе и даже здоровье.
Некоторые дети осваиваются в школе за первые 2-3 недели. Другие же пребывают в стрессе весь год. Многое зависит от первого учителя. Но, к счастью, и родители в силах помочь своему первоклашке быстрее и легче адаптироваться в школе.
Физиологическая составляющая адаптации
Стресс от поступления в первый класс — настоящее испытание для детского здоровья. Все органы и системы организма перенапряжены. В этот период дети часто болеют. Особое внимание стоит обратить на:
- зрение ребёнка: именно в первый год обучения с увеличением зрительной нагрузки часто проявляется либо начинает прогрессировать близорукость (особенно, если есть предрасположенность); в это время родителям нужно ограничить пребывание малыша перед компьютером и телевизором, а лучше вообще его исключить; другие меры — организация достаточного освещения (настольная лампа, стол перед окном: свет должен падать слева от правшей и справа от левшей), витамины;
- опорно-двигательный аппарат: никогда ещё ребёнок не испытывал такого дефицита двигательной активности; долгие сидения за партой и письменным домашним столом повышают риск развития сколиоза и других проблем; уроков физкультуры мало, поэтому почаще гуляйте с ребёнком, делайте вместе с ним утреннюю зарядку, играйте после школы в спортивные игры на свежем воздухе, следите за его осанкой во время выполнения домашних заданий;
- обострение хронических заболеваний нервной системы — если ребёнок стоит либо стоял на учёте у невролога, будьте готовы: стресс способен провоцировать рецидив; стоит заранее проконсультироваться со специалистом — возможно, он назначит поддерживающую схему приёма нужных препаратов или даст важные рекомендации.
Психологическая составляющая адаптации
Проблемы психологического характера обусловлены:
- сменой ведущего игрового вида деятельности на учебный;
- необходимостью длительной произвольной концентрации внимания;
- установлением контактов с одноклассниками и учителем, поиском своего места в коллективе;
- страхами: дети боятся оставаться одни в незнакомом месте, не справиться с нагрузкой, не оправдать родительские ожидания относительно успешности в учёбе и т.д.;
- появлением новых обязанностей, необходимостью самостоятельного решения возникающих проблем;
- сложностями с подчинением школьному режиму, выдерживанием школьного ритма.
Чтобы помочь малышу справиться с этими и другими трудностями, родители ещё до 1 сентября могут:
- ввести ребёнка в курс дела: рассказать ему о школе, о необходимости и важности обучения, о школьном режиме, об основных правилах поведения; информация должна преподноситься в позитивном ключе: пусть будущий первоклашка узнает о школьной дружбе, совместных мероприятиях, праздниках; приветствуются воспоминания мамы и папы о весёлых и интересных моментах собственного школьного детства;
- привлечь дочку или сына к подготовке к школе: выбирайте вместе канцтовары, форму, ранец, спортивную одежду, учитывая при этом мнение маленького хозяина всех этих вещей;
- не показывать ребёнку своего волнения и страхов относительно его поступления в 1 класс, не отзываться негативно о школе и учителях;
- ежедневно выделять хотя бы полчаса для занятий — решения несложных задачек, чтения, письма — это позволит ребёнку подготовиться к необходимости выполнения домашних заданий и разовьёт его познавательные навыки, что так же способствует скорейшей адаптации.
С началом обучения роль родителей остаётся такой же важной:
- помогите ребёнку обрести школьных друзей: позволяйте чаду гулять после школы с одноклассниками, давайте ему с собой конфетки, которыми можно угостить окружающих, организовывайте с родителями других детей совместные походы в кино, приглашайте ребят в гости (предварительно позаботившись об интересном досуге) и т.д.;
- никогда не критикуйте учителя, одноклассников, программу;
- не ругайте первоклашку за медлительность, неуспеваемость; не сравнивайте его с другими детьми;
- будьте внимательнее к детям в этот непростой для них период: хвалите за достижения (не только школьные), почаще целуйте и обнимайте, не раздражайтесь на новоиспечённого школьника;
- помогите ребёнку стать самостоятельнее: пусть он сам, под вашим присмотром, собирает портфель, даже если это занимает полчаса, приучайте первоклашку подниматься самому по звонку будильника;
- обсуждайте, как прошёл каждый школьный день — что нового узнал маленький ученик, что его напугало или расстроило, с кем он подружился, либо, наоборот, поссорился, кто в классе шумит или кто хорошо читает и т.д.;
- не лишайте ребёнка детства — не стоит убирать игрушки подальше, игровая деятельность — по-прежнему важная сфера жизни первоклассника.
Организационный момент
Для первоклассника важен режим дня. Правильный и чёткий распорядок оздоравливает, воспитывает, организует, позволяет легче адаптироваться к новым условиям.
После утреннего подъёма желательно сделать зарядку. Обязательно накормите малыша горячим завтраком — в школе детей ведут в столовую обычно только после 2-3-го урока. Затем наступает время школьных занятий. После уроков хорошо немного погулять, а дома — сытно и вкусно пообедать. Не стоит сразу приниматься за уроки, ребёнок нуждается в отдыхе. Лучший вариант — дневной сон. После этого следует лёгкий перекус (полдник) — теперь можно приниматься за домашние задания. Затем — прогулки и активные занятия. Возвращаемся домой и ужинаем. Подготавливаемся ко сну — играем в спокойные и развивающие игры, принимаем ванную, читаем сказки. В постель первоклассник должен отправляться не позже 21:45 (можно и раньше), ведь рекомендуемая продолжительность ночного сна — минимум 9-10 часов.
Если ребёнку школа нравится больше, чем детский сад, если он мало устаёт, не болеет, дружит с одноклассниками, становится день ото дня всё увереннее в себе и самостоятельнее — значит, адаптация прошла успешно.