Авторская колонка Марины Ходоренко «Мамская беседка».
Серия: «Позитивное воспитание: пытаясь понять своего ребёнка»
Тема: «Учимся устанавливать ограничения для ребёнка, считаясь с его мнением». Часть 2.
Дети — это настоящие маленькие исследователи. Это — не факт, скорее непреложная истина, которая доказана уже давно. Как только малыш научится самостоятельно передвигаться, у него возникает потребность прикоснуться, увидеть, почувствовать и переместить все «объекты» в доме. Проблема в том, что мы, как родители, любим и хотим сохранить нетронутым тот порядок вещей, к которому привыкли. Однако, примерно до 2-х лет, ребёнок совершенно систематически, не осознавая, нарушает требования и пропускает «мимо ушей» все наши попытки достучаться до логики этого обожаемого маленького «чудовища».
Следует признаться самому себе, что в течение дня мы бесконечно много одёргиваем малыша, делая ему замечания, и постоянно контролируя его. Естественно, это быстро становится привычным и надоедает, а ребёнок перестаёт реагировать на вас.
Очень часто, увидев, что малыш схватил «неправильную» вещь, мы можем попросить поставить её на место, пытаясь объяснить доступным для него языком. Результат очевиден. Присмотревшись внимательно к его глазкам, можно увидеть, как в них разгорается сильнейшее любопытство. Тогда станет вполне объяснима дальнейшая реакция чада: его крик и требовательные капризы к продолжению прерванного занятия — его интереснейшего исследования.
В своё время, я старшему сыну позволяла передвигаться по своему желанию, чтобы прикоснуться к предметам и исследовать всю квартиру без ограничений. Поэтому, для меня было очень важно найти идеальное решение, чтобы ничего не препятствовало освоению ребёнком новых территорий.
После прочтения нескольких книг на эту тему, я запомнила парочку моментов, наиболее действенных и интересных, на мой взгляд (в этой статье я приведу вам эти примеры). Ещё хочу обратить ваше внимание на «установление лимитов», полученных ребёнком в возрасте до двух лет. Имейте в виду, ребёнок в таком возрасте проникается тоном ваших слов, которые вы используете для примирительных отношений, что оставляет отпечаток в его памяти на его дальнейшее будущее.
Несколько советов по устранению препятствий для юного исследователя:
- Перепланировка внутри квартиры. Казалось бы, насколько неоригинальный совет. Но, тем не менее, перепланировка квартиры вам просто необходима. Когда вы реконструируете ваше жизненное пространство, большинство проблем, которые могут возникнуть из-за любопытности вашего ребёнка, исчезнут сами собой. Потратьте время, чтобы удалить все объекты, которые небезопасны для малыша (заприте алкоголь, чистящие и лекарственные средства в кабинете или в другом изолированном месте), исключите доступ «лазания» на высоту, «мысленно прокрутив» все возможные травмоопасные ситуации…
- Всегда вместе с малышом. Маленьким детям не нравится находиться одним даже в самой интереснейшей игровой комнате. Они хотят быть в том же месте, что и их мама (папа). Чтобы знать, что они всегда рядом с вами, в то время, как вы заняты домашними делами, вам не помешает в каждой комнате организовать для малыша небольшое пространство с интересными для него вещами. К примеру, в кухне, вы можете расстелить на пол одеялко и расставить по его контуру различные кастрюльки, мисочки, ложки и прочую хозяйственную утварь. Помните, детям не нужны дорогущие игрушки, самые интересные игрушки (обыденные штучки) могут находиться возле вас… и ребёнок при деле, и маме радость.
- Удовлетворение требований. Я понимаю, что это очень легко сказать — удовлетвори потребности малыша — и будет тебе счастье. Но это — действительно, очень важно.
Я вам приведу пример из моего личного опыта: когда Толянок был в плохом настроении, он становился просто невыносимым, если мы его игнорировали. Однако, стоило сделать шаг навстречу: переключить его внимание, показать что-то другое, обнять, поговорить с ним или дать попить молочка, всё менялось — и малыш успокаивался. Получается, что для успокоения «слёзного настроения», совершенно не требуется много времени, по сравнению с досадой и проявлением характера. Ведь в таком случае слёзы могут затянуться, а ребёнок станет ощущать себя ненужным и одиноким. Если он берет недопустимую вещь (которую вы загодя не убрали в «закрытую» комнату — согласитесь, это ваша вина, а не ребёнка), постарайтесь не расстраивать малыша до истерики, а переключите его внимание.
- Предложение идей. Помимо разнообразных развивающих игрушек, попробуйте предложить вашему чаду увлекательную игру с водой и песком. Это очень просто. В тазик налейте немного воды, снабдите его ситечком, ведёрком, лопаткой и посудкой. В другой тазик насыпьте немного песка (заранее запаситесь летом пакетиком жёлтенького песочка). Застелите пол большой клеёнкой и покажите, как нужно лепить куличики. Ваш ребёнок будет увлечённо занят в течение более 15 минут (эта игра очень полезна для моторики и сенсорного развития), а вы сможете заняться неотложными домашними делами.
В одной из прочитанных книг, мне запомнилась одна фраза:
«Чем старше ребёнок, тем больше последствия неудач (после неправильного реагирования на требования), и тем больше он будет продолжать испытывать вас, как взрослых».
Так что, уважаемые родители-взрослые, давайте запасаться терпением и мудростью черепахи Тортиллы.
В заключение добавлю, что каждая семья должна найти те рамки, пределы, ограничения для своего ребёнка, которые позволят ему раскрыться, удовлетворить свою потребность в любопытстве и при этом не быть ущемлённым… Малыш должен получать удовольствие от исследования территории.
Надеюсь, эта статья поможет вам в вашей повседневной жизни с малышом. Не стесняйтесь, пишите и делитесь своим личным опытом.
До скорой встречи, Марина.
Продолжение следует…
Знаю один замечательный способ как занять малыша, если нужно приготовить обед, например, детки обожают кастрюльки черпачки и т.д., причем со временем взросления малыша интерес у них к кухне не уменьшается, а даже наоборот. Моему мальчику сейчас 2,6 и мы с ним вместе готовим. Он помогает, и получается, что и я приготовила обед и мой малыш был под присмотром.
Танюша, спасибо за ваш интересный отзыв.
Я с вами полностью согласна — отличный способ провести время с малышом с пользой для дела:). Мои младшие тоже обожают вместе со мной кудесничать: картошечку подают, морковочку трут (пытаются:))… Это правильно выбранная позиция мамы к ребёнку в дальнейшем приведёт к общению, искренности и дружбе.
Хороших отношений и здоровья вашему семейству!